Лесной форум Гринпис России опубликовал статью "Итоги сентября: пожарная катастрофа в лесах России в 2011 году становится почти неизбежной", автор - Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России:
"Пожарная катастрофа в лесах Европейской России нанесла колоссальный ущерб лесам и населению нашей страны. По предварительным оценкам, площадь, пройденная лесными пожарами, составила не менее восьми миллионов гектаров, из них более миллиона пришлось на самые густонаселенные регионы Европейской России. От лесных пожаров полностью или частично сгорело не менее 150 населенных пунктов, не считая многочисленных дачных поселков. В огне погибло не менее семидесяти человек. Еще несколько десятков тысяч стали жертвами совместного воздействия дыма и экстремальной жары.
Лишь чрезвычайными усилиями работников лесного хозяйства, местного населения, добровольцев и вообще всех, кто тушил пожары, удалось избежать еще больших бедствий. Лето 2010 года показало, что ликвидация государственной лесной охраны, разрушение централизованной системы авиалесоохраны и разорение государственных лесохозяйственных организаций (лесхозов) в результате принятия нового Лесного кодекса в конце 2006 года обошлись нашей стране слишком дорого. У работников лесных и природоохранных организаций появилась некоторая надежда на то, что по итогам пожарного сезона руководителями государства будут сделаны правильные выводы, и будут предприняты необходимые действия по восстановлению лесной охраны и лесного хозяйства.
Сентябрь 2010 года показал, что эти надежды пока тщетны. В сентябре состоялось множество высочайших совещаний, встреч и слушаний, посвященных проблеме лесных пожаров и ситуации в лесном хозяйстве России - эти встречи прояснили позицию основных ведомств и руководителей по поводу произошедшего. В сентябре же был подготовлен проект федерального бюджета на следующий год (именно закон о федеральном бюджете определяет, какими ресурсами будет располагать лесное хозяйство в том числе для охраны лесов от пожаров). В сентябре появилась и первая информация о том, какие именно изменения планируется внести в Лесной кодекс РФ. Чуть раньше был назначен новый руководитель Федерального агентства лесного хозяйства и существенно расширен круг полномочий агентства.
К сожалению, к концу сентября стало ясно, что представления руководителей страны о масштабах и причинах пожарной катастрофы в корне неверны, и потому меры, которые предполагается принять по ее итогам, не смогут предотвратить катастрофические лесные пожары в будущем.
Многие высокопоставленные должностные лица склонны списывать пожарную катастрофу исключительно на стихию - небывалую жару и засуху. Факты говорят о другом - в сентябре, когда небывалая жара ушла, пожары продолжились, опять со сгоревшими деревнями и человеческими жертвами. Да и начались катастрофические пожары задолго до установления летней жары - еще весной (просто заинтересованным органам власти удалось информацию об этих пожарах в основном скрыть). Поэтому списание пожарной катастрофы на природу - это всего лишь попытка должностных лиц, ответственных за охрану лесов от пожаров, уйти от личной ответственности.
Назначение нового руководителя Рослесхоза продолжило печальную традицию, сложившуюся в нулевые годы - не допускать к руководству лесного хозяйства специалистов, понимающих, что происходит, и способных проводить грамотную лесную политику. Новый руководитель Рослесхоза - столь же далекий от лесного хозяйства человек, как и двое его предшественников. Более того - в сентябре, уже при новом руководителе, возобновился уход профессионалов из системы Рослесхоза. Сентябрь почти убил надежду на значительные перемены к лучшему в руководстве Федерального агентства лесного хозяйства.
Проект федерального бюджета на следующий год не оставил надежды на то, что в лесах будет восстановлена государственная лесная охрана - на ее работу просто не закладывается денег. Финансирование лесного хозяйства предполагается увеличить в полтора раза (до 30,7 млрд. рублей), но при этом регионы на свою повседневную работу по управлению лесами получат почти столько же денег, сколько в 2010 году, с добавками лишь на ликвидацию последствий пожаров и ураганов. Дополнительные деньги на новое пожарное оборудование предполагается выделить на условиях "софинансирования" - а это означает, что в результате бюрократических процедур новое оборудование будет получено слишком поздно, скорее всего, лишь к середине или даже концу пожарного сезона.
Скудная информация о готовящихся поправках к Лесному кодексу, просачивающаяся из Рослесхоза и Государственной Думы, говорит о том, что эти поправки будут носить в основном косметический характер и не затронут концептуальную основу кодекса. Лесная охрана если и будет восстановлена, то лишь формально, путем "навешивания" дополнительных обязанностей на немногочисленных работников органов управления лесами. Людей в лесах от этого не прибавится, а немногочисленные оставшиеся работники лесничеств и лесопарков, на три четверти загруженные "бумагописанием", охранять леса явно не смогут. Формальное возложение на них обязанностей по охране лесов лишь увеличит объемы отраслевой отчетности, и тем самым еще сократит время, остающееся у лесничих и их помощников на живую работу в лесу.
"Пожарная катастрофа в лесах Европейской России нанесла колоссальный ущерб лесам и населению нашей страны. По предварительным оценкам, площадь, пройденная лесными пожарами, составила не менее восьми миллионов гектаров, из них более миллиона пришлось на самые густонаселенные регионы Европейской России. От лесных пожаров полностью или частично сгорело не менее 150 населенных пунктов, не считая многочисленных дачных поселков. В огне погибло не менее семидесяти человек. Еще несколько десятков тысяч стали жертвами совместного воздействия дыма и экстремальной жары.
Лишь чрезвычайными усилиями работников лесного хозяйства, местного населения, добровольцев и вообще всех, кто тушил пожары, удалось избежать еще больших бедствий. Лето 2010 года показало, что ликвидация государственной лесной охраны, разрушение централизованной системы авиалесоохраны и разорение государственных лесохозяйственных организаций (лесхозов) в результате принятия нового Лесного кодекса в конце 2006 года обошлись нашей стране слишком дорого. У работников лесных и природоохранных организаций появилась некоторая надежда на то, что по итогам пожарного сезона руководителями государства будут сделаны правильные выводы, и будут предприняты необходимые действия по восстановлению лесной охраны и лесного хозяйства.
Сентябрь 2010 года показал, что эти надежды пока тщетны. В сентябре состоялось множество высочайших совещаний, встреч и слушаний, посвященных проблеме лесных пожаров и ситуации в лесном хозяйстве России - эти встречи прояснили позицию основных ведомств и руководителей по поводу произошедшего. В сентябре же был подготовлен проект федерального бюджета на следующий год (именно закон о федеральном бюджете определяет, какими ресурсами будет располагать лесное хозяйство в том числе для охраны лесов от пожаров). В сентябре появилась и первая информация о том, какие именно изменения планируется внести в Лесной кодекс РФ. Чуть раньше был назначен новый руководитель Федерального агентства лесного хозяйства и существенно расширен круг полномочий агентства.
К сожалению, к концу сентября стало ясно, что представления руководителей страны о масштабах и причинах пожарной катастрофы в корне неверны, и потому меры, которые предполагается принять по ее итогам, не смогут предотвратить катастрофические лесные пожары в будущем.
Многие высокопоставленные должностные лица склонны списывать пожарную катастрофу исключительно на стихию - небывалую жару и засуху. Факты говорят о другом - в сентябре, когда небывалая жара ушла, пожары продолжились, опять со сгоревшими деревнями и человеческими жертвами. Да и начались катастрофические пожары задолго до установления летней жары - еще весной (просто заинтересованным органам власти удалось информацию об этих пожарах в основном скрыть). Поэтому списание пожарной катастрофы на природу - это всего лишь попытка должностных лиц, ответственных за охрану лесов от пожаров, уйти от личной ответственности.
Назначение нового руководителя Рослесхоза продолжило печальную традицию, сложившуюся в нулевые годы - не допускать к руководству лесного хозяйства специалистов, понимающих, что происходит, и способных проводить грамотную лесную политику. Новый руководитель Рослесхоза - столь же далекий от лесного хозяйства человек, как и двое его предшественников. Более того - в сентябре, уже при новом руководителе, возобновился уход профессионалов из системы Рослесхоза. Сентябрь почти убил надежду на значительные перемены к лучшему в руководстве Федерального агентства лесного хозяйства.
Проект федерального бюджета на следующий год не оставил надежды на то, что в лесах будет восстановлена государственная лесная охрана - на ее работу просто не закладывается денег. Финансирование лесного хозяйства предполагается увеличить в полтора раза (до 30,7 млрд. рублей), но при этом регионы на свою повседневную работу по управлению лесами получат почти столько же денег, сколько в 2010 году, с добавками лишь на ликвидацию последствий пожаров и ураганов. Дополнительные деньги на новое пожарное оборудование предполагается выделить на условиях "софинансирования" - а это означает, что в результате бюрократических процедур новое оборудование будет получено слишком поздно, скорее всего, лишь к середине или даже концу пожарного сезона.
Скудная информация о готовящихся поправках к Лесному кодексу, просачивающаяся из Рослесхоза и Государственной Думы, говорит о том, что эти поправки будут носить в основном косметический характер и не затронут концептуальную основу кодекса. Лесная охрана если и будет восстановлена, то лишь формально, путем "навешивания" дополнительных обязанностей на немногочисленных работников органов управления лесами. Людей в лесах от этого не прибавится, а немногочисленные оставшиеся работники лесничеств и лесопарков, на три четверти загруженные "бумагописанием", охранять леса явно не смогут. Формальное возложение на них обязанностей по охране лесов лишь увеличит объемы отраслевой отчетности, и тем самым еще сократит время, остающееся у лесничих и их помощников на живую работу в лесу.
Последние новости отрасли