Рассмотрение Государственной Думой очередного набора поправок к Лесному кодексу (законопроекта №358872-5 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации") в очередной раз отложено - теперь как минимум до октября. Законопроект внесен группой депутатов Думы под руководством председателя думского Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Е.А. Туголукова, а фактически готовился в основном сотрудниками Рослесхоза. По всей видимости, это связано с ожидающимся существенным расширением этого законопроекта.
В нынешнем виде законопроект предусматривает внесение в Лесной кодекс нескольких наборов изменений.
Во-первых, в кодекс, согласно этому законопроекту, вносятся изменения, допускающие сплошные рубки в защитных лесах и на особо защитных участках для строительства, связанного с геологоразведкой, разработкой месторождений полезных ископаемых, использованием искусственных водных объектов и гидротехнических сооружений, линейных объектов. Поправки предполагают разрешение сплошной рубки лесов под застройку практически где угодно, в том числе в национальных парках, природных парках, заказниках, водоохранных, зеленых и лесопарковых зонах, на особо защитных участках лесов. В случае принятия этих поправок строительство дорог и других линейных объектов, а также разработка карьеров в защитных лесах значительно упростятся, скорость уничтожения лесопарковых и зеленых зон резко увеличится.
Во-вторых, законопроектом предполагается передача полномочий по проведению лесоустройства (за исключением проектирования лесничеств и лесопарков, эксплуатационных, защитных, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов) органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Эта норма в обозримом будущем работать не будет просто в связи с отсутствием денег на лесоустройство - бюджетное финансирование лесного хозяйства слишком мало, а лесопользователи при существующем лесном законодательстве просто не заинтересованы в долгосрочном планировании лесного хозяйства (т.е. в лесустройстве).
В-третьих, предполагается, что на федеральном уровне будет утверждаться не только порядок исчисления расчетной лесосеки, но и сама расчетная лесосека по лесничествам и лесопаркам. Кроме того, федеральным органом исполнительной власти будет обеспечиваться проектирование лесничеств и лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов.
В-четвертых, поправки предполагают исключение из Лесного кодекса норм, согласно которым особенности правового положения учреждений, осуществляющих государственный лесной надзор и контроль и государственный пожарный надзор в лесах должны устанавливаться Правительством РФ. Правительство пока так и не смогло установить эти особенности, и поправки просто закрепляют сложившееся положение вещей.
Законопроект был внесен в Государственную Думу 14 апреля 2010 года.
Ниже приводится текст законопроекта в том виде, в котором он был внесен в Думу.
"Вносится депутатами Государственной Думы Е.А. Туголуковым, В.В. Прозоровским, С.Ю. Осадчим, В.В. Журко, А.Н. Нюдюрбеговым, Ф.С. Сибагатуллиным, А.А. Шимановым
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации
Статья 1
Внести в Лесной кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 50, ст. 5278; 2008, № 30, ст. 3599; 2009, № 11, ст. 1261) следующие изменения:
1) часть 4 статьи 17 изложить в следующей редакции:
"4. В защитных лесах сплошные рубки осуществляются в случаях, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса, а также, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций.";
2) в статье 21:
а) части 5 слова "допускается вырубка деревьев, кустарников, лиан" заменить словами "допускаются сплошные и выборочные рубки при вырубке деревьев, кустарников, лиан";
б) части 5.1 слова "вырубка деревьев, кустарников, лиан" заменить словами "сплошная и выборочная рубка при вырубке деревьев, кустарников, лиан";
3) часть 4 статьи 23 изложить в следующей редакции:
В нынешнем виде законопроект предусматривает внесение в Лесной кодекс нескольких наборов изменений.
Во-первых, в кодекс, согласно этому законопроекту, вносятся изменения, допускающие сплошные рубки в защитных лесах и на особо защитных участках для строительства, связанного с геологоразведкой, разработкой месторождений полезных ископаемых, использованием искусственных водных объектов и гидротехнических сооружений, линейных объектов. Поправки предполагают разрешение сплошной рубки лесов под застройку практически где угодно, в том числе в национальных парках, природных парках, заказниках, водоохранных, зеленых и лесопарковых зонах, на особо защитных участках лесов. В случае принятия этих поправок строительство дорог и других линейных объектов, а также разработка карьеров в защитных лесах значительно упростятся, скорость уничтожения лесопарковых и зеленых зон резко увеличится.
Во-вторых, законопроектом предполагается передача полномочий по проведению лесоустройства (за исключением проектирования лесничеств и лесопарков, эксплуатационных, защитных, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов) органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Эта норма в обозримом будущем работать не будет просто в связи с отсутствием денег на лесоустройство - бюджетное финансирование лесного хозяйства слишком мало, а лесопользователи при существующем лесном законодательстве просто не заинтересованы в долгосрочном планировании лесного хозяйства (т.е. в лесустройстве).
В-третьих, предполагается, что на федеральном уровне будет утверждаться не только порядок исчисления расчетной лесосеки, но и сама расчетная лесосека по лесничествам и лесопаркам. Кроме того, федеральным органом исполнительной власти будет обеспечиваться проектирование лесничеств и лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов.
В-четвертых, поправки предполагают исключение из Лесного кодекса норм, согласно которым особенности правового положения учреждений, осуществляющих государственный лесной надзор и контроль и государственный пожарный надзор в лесах должны устанавливаться Правительством РФ. Правительство пока так и не смогло установить эти особенности, и поправки просто закрепляют сложившееся положение вещей.
Законопроект был внесен в Государственную Думу 14 апреля 2010 года.
Ниже приводится текст законопроекта в том виде, в котором он был внесен в Думу.
"Вносится депутатами Государственной Думы Е.А. Туголуковым, В.В. Прозоровским, С.Ю. Осадчим, В.В. Журко, А.Н. Нюдюрбеговым, Ф.С. Сибагатуллиным, А.А. Шимановым
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации
Статья 1
Внести в Лесной кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 50, ст. 5278; 2008, № 30, ст. 3599; 2009, № 11, ст. 1261) следующие изменения:
1) часть 4 статьи 17 изложить в следующей редакции:
"4. В защитных лесах сплошные рубки осуществляются в случаях, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса, а также, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций.";
2) в статье 21:
а) части 5 слова "допускается вырубка деревьев, кустарников, лиан" заменить словами "допускаются сплошные и выборочные рубки при вырубке деревьев, кустарников, лиан";
б) части 5.1 слова "вырубка деревьев, кустарников, лиан" заменить словами "сплошная и выборочная рубка при вырубке деревьев, кустарников, лиан";
3) часть 4 статьи 23 изложить в следующей редакции:
Последние новости отрасли