Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела дело об установлении региональных повышающих коэффициентов к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Республики Татарстан, и решила, что органы государственной власти субъектов РФ не имеют полномочий по установлению этих коэффициентов. Судебной коллегией было вынесено соответствующее определение.
Пока не совсем понятно, сообщает Лесной форум Гринпис России, к каким последствиям это решение может привести в масштабах страны. Весьма вероятно, что начнется массовая отмена повышающих коэффициентов, установленных во многих регионах. Как в связи с этим будет пересчитываться установленный размер арендной платы по ранее переданным участкам, и будет ли, пока неизвестно. Если установленный размер арендной платы будет пересчитываться в сторону уменьшения, регионы будут получать значительно меньшие доходы от использования лесов, и будут, возможно, в еще меньшей степени заинтересованы в качественном ведении лесного хозяйства.
"Верховный суд Российской Федерации
Определение от 28 июля 2010 г. №11-Г10-16
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Т.И. Еременко,
судей В.Б. Хаменкова и Л.В. Борисовой
при секретаре А.В. Аверине
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационному представлению заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 31 мая 2010 года, которым заместителю Волжского межрегионального природоохранного прокурора отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 ноября 2009 года N 815 "Об утверждении порядка установления региональных повышающих коэффициентов к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Республики Татарстан".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Петрова О.Г., поддержавшего доводы кассационного представления, возражения против представления представителей Кабинета Министров Республики Татарстан Нурмухаметовой Г.М. и Булатова Р.Ф., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
30 ноября 2009 года Кабинетом Министров Республики Татарстан принято постановление N 815, которым утвержден Порядок установления региональных повышающих коэффициентов к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Республики Татарстан.
Постановление официально опубликовано в издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 9 декабря 2009 года, N 46, ст. 1983.
В соответствии с пунктом 1 указанного Порядка он определяет механизм установления региональных повышающих коэффициентов к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Республики Татарстан.
Заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора обратился в суд с заявлением о признании данного постановления Кабинета Министров Республики Татарстан недействующим, ссылаясь на его противоречие требованиям статьи 73 Лесного кодекса РФ, согласно которым для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Указанные ставки определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 года N 310.
Учитывая, что полномочия по установлению арендной платы за лесные участки, находящиеся в федеральной собственности, органам государственной власти субъектов Российской Федерации не переданы, оспариваемое постановление принято Кабинетом Министров Республики Татарстан с превышением предоставленных ему полномочий.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 31 мая 2010 года в удовлетворении требований прокурора отказано.
В кассационном представлении заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора ставит вопрос об отмене постановленного судом решения, считая его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Пока не совсем понятно, сообщает Лесной форум Гринпис России, к каким последствиям это решение может привести в масштабах страны. Весьма вероятно, что начнется массовая отмена повышающих коэффициентов, установленных во многих регионах. Как в связи с этим будет пересчитываться установленный размер арендной платы по ранее переданным участкам, и будет ли, пока неизвестно. Если установленный размер арендной платы будет пересчитываться в сторону уменьшения, регионы будут получать значительно меньшие доходы от использования лесов, и будут, возможно, в еще меньшей степени заинтересованы в качественном ведении лесного хозяйства.
"Верховный суд Российской Федерации
Определение от 28 июля 2010 г. №11-Г10-16
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Т.И. Еременко,
судей В.Б. Хаменкова и Л.В. Борисовой
при секретаре А.В. Аверине
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационному представлению заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 31 мая 2010 года, которым заместителю Волжского межрегионального природоохранного прокурора отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 ноября 2009 года N 815 "Об утверждении порядка установления региональных повышающих коэффициентов к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Республики Татарстан".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Петрова О.Г., поддержавшего доводы кассационного представления, возражения против представления представителей Кабинета Министров Республики Татарстан Нурмухаметовой Г.М. и Булатова Р.Ф., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
30 ноября 2009 года Кабинетом Министров Республики Татарстан принято постановление N 815, которым утвержден Порядок установления региональных повышающих коэффициентов к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Республики Татарстан.
Постановление официально опубликовано в издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 9 декабря 2009 года, N 46, ст. 1983.
В соответствии с пунктом 1 указанного Порядка он определяет механизм установления региональных повышающих коэффициентов к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Республики Татарстан.
Заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора обратился в суд с заявлением о признании данного постановления Кабинета Министров Республики Татарстан недействующим, ссылаясь на его противоречие требованиям статьи 73 Лесного кодекса РФ, согласно которым для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Указанные ставки определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 года N 310.
Учитывая, что полномочия по установлению арендной платы за лесные участки, находящиеся в федеральной собственности, органам государственной власти субъектов Российской Федерации не переданы, оспариваемое постановление принято Кабинетом Министров Республики Татарстан с превышением предоставленных ему полномочий.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 31 мая 2010 года в удовлетворении требований прокурора отказано.
В кассационном представлении заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора ставит вопрос об отмене постановленного судом решения, считая его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Последние новости отрасли