МЧС России сообщает о том, что в течение суток возникло 124 очага природных пожаров, потушено 118 очагов, продолжают действовать 13 очагов на общей площади 501,1 га, в том числе 4 торфяных (за предыдущие сутки - 7 очагов на площади 70 га), из них локализовано 3 очага на общей площади 39,5 га. Крупные очагов пожаров нет.
Раздел: Новости отрасли
Новый ЛХК в Красноярском крае планирует выпускать до 80 тысяч...
Работа с гипсокартоном, который в настоящее время широко применяется в строительстве...
Лесной форум Гринпис России сообщает о том, что виновных в пожарах на природных территориях решили искать среди регионального и муниципального начальства.
4 сентября 2010 года Президент РФ Д.А. Медведев провел встречу с Генеральным прокурором РФ Ю.Я. Чайкой и поручил ему проверить, насколько были готовы муниципалитеты и региональные структуры к осуществлению противопожарных мероприятий, и по итогам проверок привлечь к ответственности виновных в случае их выявления. Особое внимание велено обратить на Приволжский и Южный федеральные округа. Муниципальные и тем более региональные чиновники, безусловно, в чем-нибудь виноваты, считает Лесной форум Гринпис России. Нет сомнений в том, что органы местного самоуправления и региональные власти могли лучше подготовиться к борьбе с лесными пожарами - своевременно вводить запреты на посещение лесов и контролировать их выполнение, активно бороться с палами сухой травы и стерни, организовывать опашку населенных пунктов, обучать население действиям при пожарах, и т.д. Это все очень важные действия, и они могли бы сработать и уменьшить ущерб от пожаров, но все-таки не в их отсутствии состоит главная причина пожарной катастрофы.
Правительство выделило один миллиард рублей бюджетам Волгоградской и Саратовской областей для ликвидации последствий природных пожаров, произошедших в 2010 году (для оказания помощи пострадавшим от пожаров на природных территориях и восстановления жилья). Распоряжение было подписано 3 сентября и основывалось на предварительной информации о потерях, видимо, от второго сентября - поэтому из выделенных средств 900 миллионов предназначаются Волгоградской области, и лишь 100 миллионов - Саратовской. Для восстановления сгоревшего жилья в обоих регионах этих денег не хватит. Кроме того, в распоряжении не указывается Самарская область, жители которой тоже пострадали от пожаров 2-3 сентября.
Сообщение о текущей ситуации с пожарами в трех регионах Поволжья приводит Интерфакс: "В результате ландшафтных и лесных пожаров в Волгоградской, Саратовской и Самарской областях огнем уничтожены более 700 жилых домов. "По последним данным, в результате пожаров в Волгоградской области огнем уничтожено 502 строения, из них 308 жилых домов", - сообщили "Интерфаксу" в управлении информации МЧС России. По словам собеседника агентства, в Саратовской и Самарской областях сгорели 532 строения, среди которых 400 жилых домов. В результате пожаров в Волгоградской области погибли восемь человек и 17 пострадали." Ниже приводится текст распоряжения о выделении денег из федерального бюджета. "Распоряжение от 3 сентября 2010 г. №1444-р 1. Оказать финансовую помощь бюджетам Волгоградской и Саратовской областей за счет предоставления в 2010 году из федерального бюджета дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в размере 1 млрд. рублей для ликвидации последствий природных пожаров, произошедших в 2010 году на территориях указанных субъектов Российской Федерации, с распределением согласно приложению. Указанные дотации использовать для восстановления и строительства жилья в целях предоставления его гражданам, лишившимся жилого помещения, оказания материальной помощи гражданам в связи с утратой ими имущества из расчета до 100 тыс. рублей каждому гражданину, восстановления инфраструктуры, осуществления выплат единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате природных пожаров, из расчета 1 млн. рублей на каждого погибшего (умершего), а также для решения иных вопросов, связанных с ликвидацией природных пожаров. Рекомендовать органам исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации осуществить дополнительные выплаты в связи с утратой имущества из расчета 100 тыс. рублей каждому гражданину.
Лесной форум Гринпис России 5 сентября 2010 года опубликовал статью "Какие изменения необходимо внести в лесное законодательство, чтобы избежать пожарной катастрофы в 2011 году", автор - Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России:
"Сезон лесных пожаров 2010 года показал со всей очевидностью, что сложившаяся в настоящее время система государственного управления лесами, основанная на Лесном кодексе 2006 года, не способна эффективно противостоять лесным пожарам при высокой пожарной опасности (продолжительной засухе, аномально высоких температурах, сильных ветрах). Прогнозы и предупреждения специалистов, неоднократно высказывавшиеся еще на стадии принятия нового кодекса, полностью оправдались. Существует большой риск повторения пожарной катастрофы в лесах России в 2011 году, причем в значительно большем масштабе, чем в 2010. Наибольшая опасность угрожает Европейско-Уральскому региону. Пожары прошедшего лета, ураганные ветра и вспышки численности вредителей и болезней леса, обусловленные жарой, привели к накоплению в лесах огромных объемов мертвой и сухой древесины, завалы которой могут быть расчищены за год лишь в малой степени. Отток квалифицированных работников лесного хозяйства из умирающей отрасли продолжается, и к началу следующего пожарного сезона специалистов, способных эффективно бороться с лесными пожарами, будет еще меньше, чем в 2010 году. Нынешний сезон лесных пожаров показал, что ни МЧС, ни армия, ни какие бы то ни было еще привлекаемые к борьбе с чрезвычайной ситуацией силы не могут заменить в борьбе с лесными пожарами квалифицированных лесных специалистов, имеющих специальные технические знания и опыт, и свободно ориентирующихся в лесах. Для того, чтобы снизить вероятность возникновения пожарных катастроф в лесах России в будущем, необходимо принять немедленные меры по исправлению ошибок нового лесного законодательства и основанной на нем системы управления лесами. Делать это надо незамедлительно, чтобы хоть в какой-то степени успеть подготовиться к пожарному сезону 2011 года (возникновение первых катастрофических пожаров возможно уже в апреле или мае). В полной мере восстановить систему государственного управления лесами и борьбы с пожарами на природных территориях за год невозможно, но если начать действовать немедленно, можно существенно (в разы) снизить ущерб, наносимый пожарами, избежать гибели людей и населенных пунктов в 2011 году. Для снижения риска возникновения катастрофических лесных пожаров в будущем необходимы следующие первоочередные изменения в лесном законодательстве и основанной на нем системе управления лесами. Восстановление государственной лесной охраны В настоящее время Лесным кодексом РФ существование государственной лесной охраны не предусматривается. Система государственного лесного надзора и контроля не является сколько-нибудь равноценной заменой государственной лесной охране, поскольку не предусматривает наличия лесных сторожей (лесников), постоянно патрулирующих леса хотя бы в периоды максимальной пожарной опасности. Кроме того, по действующему законодательству лесной надзор и контроль, а также пожарный надзор в лесах возлагаются на сравнительно малочисленных работников лесничеств и лесопарков, перегруженных иной работой. Леса, оставшиеся без охраны, воспринимаются большей частью населения как бесхозные, в результате чего правила пожарной безопасности в них не соблюдаются, вводимые запреты на посещение лесов игнорируются. Кроме того, отсутствие государственной лесной охраны ведет к тому, что возникающие очаги пожаров своевременно не выявляются и их тушение начинается с большой задержкой, что ведет к утрате контроля над ситуацией. Необходимо восстановить государственную лесную охрану в форме самостоятельного федерального ведомства, с численностью инспекторов, для которых охрана лесов является единственной задачей, не менее 20 тысяч человек. Государственная лесная охрана должна быть полностью обеспечена финансированием из федерального бюджета и лишена права зарабатывать средства хозяйственной деятельностью в лесах. Уровень оплаты труда и социальной защищенности работников государственной лесной охраны должен быть достаточным для того, чтобы работники могли полностью сосредоточиться на своих прямых обязанностях, не думая постоянно о приработках и способах выживания. Оплата труда и социальная защищенность работников лесной охраны должны быть примерно такими же, как у работников федеральной противопожарной службы. Ориентировочные затраты федерального бюджета на создание и обеспечение деятельности государственной лесной охраны должны составить около 20 млрд. рублей в год. Восстановление экономически жизнеспособных лесохозяйственных организаций В настоящее время Лесной кодекс РФ не обеспечивает возможности существования экономически жизнеспособных лесохозяйственных организаций, способных обеспечить гарантированное и качественное выполнение затратных лесохозяйственных мероприятий для государственных нужд (в том числе связанных с противопожарным обустройством лесов, выявлением и тушением пожаров на ранних стадиях, а также с воспроизводством лесных ресурсов). Существованию таких организаций препятствуют несколько факторов: краткосрочный характер государственных контрактов на выполнение лесных работ; отсутствие возможности долгосрочного закрепления лесов за такими организациями и направления доходов от использования этих лесов на нужды лесного хозяйства; ничтожное финансирование из федерального бюджета, формируемое по остаточному принципу. Расчет на то, что такие работы смогут выполнять арендаторы, не оправдался - во-первых, в аренду на данный момент передано лишь около одной пятой части всех лесов, и во-вторых, большинство арендаторов после введения нового лесного законодательства также пребывает в состоянии упадка. Необходимо восстановить государственные лесохозяйственные организации для проведения лесохозяйственных мероприятий в тех лесах, которые не переданы в аренду или постоянное (бессрочное) пользование, с прямым сметным финансированием первоочередных мероприятий по противопожарному обустройству лесов и долгосрочным закреплением лесных участков за этими организациями (на срок не менее пяти лет). Необходимо также предусмотреть механизм быстрого принятия решений о передачу лесных участков, высвобождающихся из аренды, за такими лесохозяйственными организациями. Ориентировочные затраты федерального бюджета на прямое сметное финансирование первоочередных лесохозяйственных мероприятий, связанных с противопожарным обустройством лесов, должны составить около 10 млрд. рублей в год. Восстановление централизованной системы авиационной охраны лесов и тушения крупнейших пожаров В настоящее время Лесной кодекс РФ не предусматривает возможности существования централизованной системы авиационной охраны лесов и тушения крупнейших пожаров. Региональные подразделения бывшей единой системы авиалесоохраны сейчас переданы органам государственной власти субъектов РФ, финансирование их работы осуществляется в рамках субвенций из федерального бюджета на осуществление отдельных переданных полномочий. Такая система управления организациями, осуществляющими авиационную охрану лесов, не позволяет принимать быстрые решения о переброске сил и средств из одного региона в другой (до введения нового Лесного кодекса решения принимались и исполнялись в течение суток, сейчас на это требуется несколько недель). Кроме того, нехватка финансирования ведет к быстрой утрате квалифицированных кадров - по оценке занятых в системе авиалесоохраны специалистов, основной состав имеющихся профессиональных лесных пожарных, способных передать свои опыт и знания молодой смене, может в основном уйти из отрасли до конца 2011 года. Молодой смены, которой можно было бы передать опыт и знания, пока практически нет. Необходимо восстановить централизованную систему авиационной охраны лесов и тушения крупнейших пожаров примерно в том виде, в котором она существовала до введения нового Лесного кодекса, в виде централизованной федеральной структуры с финансированием непосредственно из федерального бюджета. Ориентировочные затраты федерального бюджета на восстановление системы авиационной охраны лесов и тушения крупнейших пожаров, с учетом необходимости пополнения оборудования, должны составить не менее 15 млрд. рублей в год. Исключение возможности существования "бесхозных" лесных насаждений и лесополос В настоящее время действие Лесного кодекса в явном виде распространяется только на леса, расположенные на землях лесного фонда, землях ООПТ, землях обороны и безопасности, и на городские леса (при этом кодекс не определяет однозначно понятие "городские леса"). На значительную часть лесов и лесополос действие Лесного кодекса не распространяется; соответственно, в этих лесах не осуществляется государственный пожарный надзор, не проводятся мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, и, как правило, не тушатся пожары, пока они не начинают угрожать каким-либо иным землям и объектам. В первую очередь это касается лесов и защитных лесополос, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения. Следует особо отметить, что пожары в лесах и лесополосах на землях сельскохозяйственного назначения несут особую угрозу населенным пунктам и хозяйственным объектам, поскольку очень часто эти пункты и объекты бывают окружены именно такими лесами.
О пожарах на территории лесного фонда Российской Федерации по состоянию на 6 сентября 2011 года
Субурбанизация – развитие пригородов крупных городов – является мировым трендом вот...
|